«От Haute Couture до Pret-a-Porter» - Впечатления о программе
Оказывается, моде можно учиться. И, конечно, лучше это делать в признанной fashion-столице, а именно – в Милане. Туда и отправилась на две недели Дарья Светлова, чтобы познать азы дизайна прет-а-порте в широко известной Академии Изобразительных Искусств и Дизайна NABA.
Дарья с радостью поделилась с нами своими впечатлениями о поездке в своём интервью.
Дарья, расскажите, пожалуйста, как выглядят занятия в fashion-школе – вряд ли это похоже на школу обычную
Занятия проходят с десяти утра до четырех дня с перерывом на обед с часу до двух. Как таковых предметов в школе NABA нет. В классе в хаотичном порядке располагаются студенты. Им дают небольшое теоретическое вступление и сразу переходят к практике. Молодые ассистенты преподавателей берут на себя организацию и помогают в ручной работе, если это необходимо.
Во время моего обучения директор курса, главный профессор заставлял нас быть креативными и смелыми и ругал, если мы делали что-то банальное, обыденное. Наш курс назывался «Fashion-дизайн прет-а-порте». В первый день мы говорили о том, что такое прет-а-порте, что такое одежда, почему Италия так прогрессирует в моде и создании одежды и так далее. Мы делали пометки, смотрели картинки.
На второй день нам рассказывали про разных дизайнеров и про то, как они использовали в своих работах технику, которой нас будут учить.
В дальнейшем мы стали по полдня проводить на экскурсиях, затем приходили в класс, дискутировали на тему увиденного. Так прошла первая неделя обучения.
На следующей неделе каждому студенту выдали манекен, драпировку, то есть обычный кусок ткани, из которого мы делали на манекене платье в технике мулаж (накалывали иголками), потом мы это платье пытались перевести в формат выкроек, где это было возможно (креатива было очень много и иногда он «зашкаливал»).
Также мы делали зарисовки с этого платья, представляли, как могла бы выглядеть технологическая карта и поняли бы ее на фабрике, если бы пришлось посылать заказ на это платье.
К нам в классы приглашали известных дизайнеров, делали о них презентации, давали возможность пообщаться с реальным практиком, задать вопросы. Со своей стороны, дизайнеры осматривали наши работы, давали практические советы, как преобразить наш «креатив» в формат прет-а-порте, чтобы можно было массово производить на фабриках. Очень ценно понимать, как перевести плод свободной мысли в производственное воплощение.
Расскажите, пожалуйста, подробнее о мероприятиях в рамках курса, что особенно запомнилось?
Нам устраивали множество презентаций, мы ходили по музеям, выставкам, магазинам. Например, была экскурсия в бутик Армани, где мы подробно рассматривали его платья – буквально выворачивали наизнанку.
В Милане есть целые улицы магазинов, нас водили по этим улицам, рассказывали историю каждого магазина и бренда и дали нам творческое задание: фотографировать людей на улице. После мы обсуждали, насколько соотносится то, что продается в магазине, с тем, что люди носят в реальной жизни.
Мы обсуждали особенности итальянцев с точки зрения моды, культурные различия. Меня, например, удивило, что в теплой стране люди ходят в темном.
Еще нам показывали работы тех, кто защитил магистерские дипломы. В комнатах, где стоят манекены с их работами мы видели, чему мы можем научиться в NABA по магистерской программе. Там это распространенная практика. Если учиться в июне, можно попасть на защиты дипломов; когда идет финальная презентация работ групп, все двери открыты настежь, можно ходить и смотреть, что делают другие люди.
Случались ли во время обучения какие-то неприятные моменты, как решались проблемы?
Дело в том, что ассистенты курса – это те же студенты NABA, которые подрабатывают летом. Они хорошо владеют английским, очень доброжелательны и решают ВСЕ проблемы. Так что неприятностей в академии я не припомню. Однажды случился сильный ливень и Милан буквально встал (в том числе метро – оно расположено близко к земле и его заливало). Мы начали учиться аж в половине двенадцатого и преподаватели с легкостью согласились продлить занятия вечером на столько, на сколько было нужно.
А вы пошли учиться в NABA, потому что мода – это ваша профессия?
Нет, для меня мода – любимое хобби. Но, к сожалению, я плохо знаю итальянский и поэтому учиться в итальянских fashion-школах не получилось. И когда я узнала, что есть возможность поучиться моде в Италии на английском, поняла, что нельзя упускать такую возможность, взяла отпуск на 2 недели и поехала. Но таких как я «любителей» в NABA мало, в основном, туда приезжают целенаправленно. У многих студентов NABA есть, например, семейный бизнес, связанный с производством одежды. В Италии NABA известна именно как школа, это не летний отдых, ведь никому не придет в голову проводить отпуск, например, в Строгановке.
Что касается моего курса, то, несмотря на то, что он считался курсом для новичков, он был на очень высоком уровне, потому что состоял в основном из студентов fashion-школ мира, которые уже 3-4 года отучились у себя в бакалавриате и приехали или на промежуток до магистерской программы или на стажировку от школы. И это задавало очень высокий уровень обучения.
Вас что-нибудь удивило или впечатлило в самом здании школы?
В NABA очень интересная столовая, оформленная креативно – сразу видно, что в ней обедают дизайнеры. Кроме того, в академии обширно используются информационные технологии. На входе в столовую нам давали флеш-карту, по которой потом выбивали чек на кассе. В первый день занятий всем студентам выдали кредитные магнитные карточки, на которых уже лежало по 5 евро (их можно было пополнять). Вся техника в NABA платная и чтобы что-то распечатать, например, на принтере, нужно сначала вставить карточку. То же – в компьютерном классе, оборудованном «макинтошами».
Расскажите, пожалуйста, где вы жили и понравилось ли вам жилье?
Я жила в резиденции La Darsena и считаю себя везунчиком. Во-первых, мы жили там по двое. Я слышала, что в других резиденциях студенты обитали в многокомнатных блоках по 4-6 человек. Соседкой моей оказалась голландская девушка – это меня очень устроило.
Во-вторых, сама резиденция (как и NABA) расположена недалеко от центра Милана в приятных прогулочных местах. До академии я ходила пешком 10-15 минут (были резиденции и ближе – в 200 метрах от школы).
И, наконец, в-третьих, я очень довольна, что это была резиденция, а не отель. Большинство ее обитателей были студентами NABA и мы активно знакомились и общались за пределами школы.
Кроме того, резиденция - это такая степень самостоятельности, которая нужна, когда учишься: не надо отчитываться, когда уходишь - когда приходишь, сдавать ключи и прочая – это обычно быстро начинает раздражать.
Как вы проводили свободное от учебы время?
Разнообразно. Италия разделена на коммуны, все летние школы всех университетов объединены под управлением Миланской коммуны, и ее представители организовали вечеринку в известном замке-музее именно для студентов летних школ. Нам выдавали сувенирчики, календарики, футболочки, на которых написано, что это 100% сделано в Италии. Это, конечно, дизайнерская страна.
Замок-музей был закрыт для других посетителей, мы все знакомились, общались, было очень весело. Такие вечеринки проходят примерно раз в две недели. Эта же команда миланской коммуны организовывает экскурсии: у нас была возможность каждый день бесплатно посещать все центральные музеи Милана. На той вечеринке я записалась на несколько. Я смогла попасть на «Тайную вечерю» Да Винчи, что сделать очень сложно. Еще в Москве я пыталась записаться на эту экскурсию в начале июня, и все было занято аж до конца июля!
Кроме экскурсий, я ходила по паркам, естественно, по магазинам, много ездила – даже доехала на выходные до Швейцарии. Многие студенты ездили на озера и остались под впечатлением.
Когда наш курс заканчивался, для нас NABA устроила выпускную вечеринку на траве. На билете красовалась перечеркнутая туфля, и лично меня это заставило купить тапки без каблуков, которые я раньше не носила.
Вернемся к учебному процессу и подведем итог: насколько вы оцениваете эффективность курсов NABA?
За 2 недели (точнее, 9 учебных дней) я получила мощную теоретическую базу и практические навыки, понимание, что такое fashion-дизайн. В NABA шикарная библиотека, современные книги по дизайну и моде, эксклюзивные учебные материалы. Там можно просмотреть множество журналов по интерьеру и моде – вряд ли вы будете все это выписывать дома. Курс весьма интенсивный и качественный. Мне кажется, что формат обучения в NABA больше похож на МВА, чем на классическое академическое образование. Ведь в МВА множество кейсов и практических задач, как и в NABA, и люди после этих курсов выходят с неким системным видением темы. Я считаю эти курсы очень эффективными.
Мы очень рады, что Дарья в полной мере воспользовалась всеми возможностями обучения в одной из замечательнейших школ Италии, получила колоссальную практику в сфере дизайна и несравнимый опыт международного мастерства!