О проекте
О компании Новости Публикации Отзывы Блоги  
Study Art О проектеПубликацииДизайн как профессия и призвание (интервью с директором Британской Высшей Школы Дизайна)

Дизайн как профессия и призвание (интервью с директором Британской Высшей Школы Дизайна)

10.12.2006

Сегодня дизайн-образование занимает все более высокие позиции в листе предпочтений выпускников школ и специалистов, желающих получить дополнительную квалификацию. Чем оно привлекает абитуриентов? Какой смысл вкладывается в понятие «дизайн»? Какие специальности в данной сфере являются наиболее востребованными? Эти вопросы мы решили задать профессионалу, директору Британской высшей школы дизайна Александру Аврамову.

- Начнем, на первый взгляд, с очень простого вопроса. Кто такой дизайнер? В чем заключается его профессиональная деятельность?

- Несмотря на кажущуюся ясность, сложно ответить однозначно. Дизайн – широкое понятие, включающее такие области, как дизайн интерьера, графический дизайн, дизайн одежды и другие. Есть и более объемное понятие – «творческие индустрии», охватывающее не только дизайн, но и музыку, искусство, кино, телевидение. Дизайн считается видом индустрии так же, как являются видами производства легкая, тяжелая и добывающая промышленность. Тем не менее это индустрия со своей спецификой, поскольку в данном случае речь идет об интеллектуальном продукте, продукте творческой деятельности, который может выражен в чем угодно: в одежде, автомобилях, жилых домах, рекламе.

Дизайнер является профессионалом, чье призвание – упрощать нашу жизнь, доносить сообщения до определенных аудиторий или создавать оболочку, где люди живут, и предметы, которыми они пользуются.

 

- Получается, что дизайн объединяет как специалистов, разрабатывающих эксклюзивные модели одежды, так и специалистов, создающих товары общего потребления или веб-сайты? Все они считаются дизайнерами. Что общего у профессионалов в столь разных практических сферах?

- Я бы сказал, что их объединяет именно профессионализм и способ видения мира. Они смотрят на мир как создатели идей. Кроме того, их объединяет умение не только грамотно создать концепцию продукта, найти нужную теоретическую рамку, но и суметь довести ее до этапа реализации, до воплощения в конкретном продукте. В этом и заключается критерий профессионализма.

- Александр, назовите пожалуйста топ-специальности в сфере дизайна сегодня, направления, являющиеся наиболее востребованными.

- Высокий спрос держится на классические специальности: графику и иллюстрирование, дизайн одежды и дизайн интерьера. Это вполне объяснимо: визуальная информация, одежда, организация внутреннего пространства и предметы интерьера – аспекты, окружающие нас в повседневной жизни, без них невозможно обходиться. Кроме того, заметно вырос спрос на специальность «промышленный дизайн». Все больше молодых людей хотят реализоваться в области разработки потребительских товаров (от бытовой техники до мебели). Растет интерес к новым и активно развивающимся направлениям: телевизионный дизайн и анимация. Специалисты в области телевизионного дизайна разрабатывают стиль каналов, оформляют телепередачи, анонсы и рекламные кампании. Студенты, обучающиеся по направлению «анимация», получают профессиональные навыки, необходимые для создания современных компьютерных игр, мультфильмов, телевизионных роликов.

Весьма популярным в настоящее время является направление <«визуальные коммуникации». Оно представляет собой область деятельности арт-директоров, владеющих всем арсеналом средств по созданию качественного графического дизайна с углубленными знаниями из других областей (типографика, фотография, реклама, маркетинг, брэндинг, управление проектами). Как говорит наш коллега, арт-директор студии «Директ-Дизайн», куратор курса «Визуальные коммуникации» Леонид Фейгин: «Визуальные коммуникации – это аналог MBA для графических дизайнеров».

- Вы представляете британский вуз в России. Что, на Ваш взгляд, отличает традиции подготовки дизайнеров в Великобритании от принципов подготовки аналогичных специалистов в российских учебных заведениях?

Несмотря на то, что Британская высшая школа дизайна находится в Москве, на британских программах мы полностью поддерживаем стандарты английского высшего образования. Соответственно, можно говорить о некоторых общих принципах обучения в Великобритании.

Первая и очень важная особенность – ориентация учебного процесса на результат, на то, что каждый студент имеет «на выходе». В английском языке есть специальный термин – «learning outcomes». Причем ориентация на «learning outcomes» происходит не только в конце срока всего обучения, но и во время каждого курса и каждого проекта. Мы не задаемся вопросом «Что должен дать преподаватель?». Важно, что получит студент, что он в итоге знает и умеет.

Вторая особенность – контроль качества образования. В британских университетах он имеет несколько форм. Регулярно проводится анонимный студенческий опрос: по окончанию курса студенты оценивают качество преподавания, инновационность, манеру преподнесения материала, полезность и т.д. Кроме того, проводится процедура оценки результатов обучения – «assessment». Готовые проектные работы и скетчи студентов помещают в отдельные аудитории. Преподаватели и кураторы тщательно их оценивают, принимая во внимание специальные параметры и критерии. Затем производится «оценка оценки», то есть контроль качества проверки преподавателями. Приезжает внешний экзаменатор из Великобритании и отслеживает правильность и строгость «assessment». Такая процедура двойного оценивания очень положительно влияет на содержание образования и стиль преподавания.

- Как обстоят дела у дизайнеров на рынке труда? Считаете ли Вы, что в настоящее время происходит «взрыв» интереса работодателей к дизайнерам?

Нет, я не думаю, что сейчас происходит «взрыв». Российский рынок еще не скоро станет перенасыщенным дизайнерами. Спрос, безусловно, есть, он велик и заметно растет: дизайнеры требуются в разнообразных областях производства. Профессионалы весьма легко находят работу. Качество полученного образования – залог успешной карьеры и творческого развития.